Ion Maiden: Обзор «Раннего Доступа»
Сказать по-правде, меня начинает немного беспокоить упор некоторых проектов на ностальгию. Всё-таки одно дело, когда нам предлагают «возрождение» давно забытой серии или возвращение любимых героев. Даже стыренные зарекомендовавшие себя приёмы с дизайном в конце-концов можно простить, если они применяются с умом и творческой искрой. Но когда разработчики ещё и используют движок двадцатилетней давности — тут уж поневоле задумаешься. Неужели единственный способ обеспечить игре успех среди поклонников старой школы — это «вернуть магию детства», прилежно скопировав все основы до последнего пикселя?
Ну, а пока люди вроде меня задаются подобными экзистенциальными вопросами, очередная команда ретроградов идёт по пути Yacht Club Games (разработчиков Shovel Knight) и Galaxy Trail (создателей Freedom Planet). И вооружились они ни много, ни мало движком Build, игры на котором прославили в своё время Дюка Нюкема и Ло Ванга.
А новая героиня у них — настоящая бомба! То есть так её и зовут — Шелли «Бомба» Гаррисон — офицер Глобальных Оборонительных Сил. И когда в 2097 году улицы мегаполиса Новая Колумбия заполняют толпы культистов-киборгов, она идёт по следу доктора Ядуса Хескеля. Именно он стоит за культом, и именно он организовал атаку на штаб-квартиру ГОС, в которой Шелли едва выжила. И теперь…
Ну в общем вы поняли — месть, моря крови, горы трупов, эпический разнос всего мегаполиса. Всё как в старые добрые времена. И какая разница, что играем мы за женщину? Что бы там не кричали современные активистки-феминиски, игроки никогда не были против того, чтобы по ту сторону экрана звучал задорный женский голос.
Приберитесь тут нах...!
И… Собственно, это игра на Build – что ещё сказать? Процесс ничем не отличается от старых Duke Nukem 3D и Shadow Warrior. Графику конечно подтянули, увеличив разрешение экрана и добавив воксельные спецэффекты. Оружие и враги новые, но в основном тоже лишь внешне. Только добавили «хэдшоты» — раньше урон был противникам одинаковый, что в голову, что в пятку. И предметов, которые можно разломать, попадается на пути гораздо больше, чем двадцать лет назад.Хотя один новый вид оружия в демо-версии есть. Боулинг-бомбы, которые не просто катятся, а ещё и наводятся на врагов — такого действительно ещё не было (в играх на Build по крайней мере). И не думайте, что это слишком имбовое оружие. Попадаются они достаточно редко. Да и врагов, если они стоят на лестнице или спрятались за укрытием, шары могут не достать.
Правда не то чтобы враги особо прятались. Они вообще умом не отличаются. Иногда даже застревают в каком-нибудь углу. Что правда палка о двух концах — если вдруг решили кого-то выманить на свет, а он так и остался в тёмном коридоре за тумбочкой.
Когда пиксели были больше, а трава веселее
Как я уже говорил, игра ОЧЕНЬ усердно пытается играть на ностальгии. И я в принципе не против. Отсылки ко всяким «Восставшим из ада» и «Твин Пикс», запрятанные в секретках. На уровнях можно заблудиться, но если разобраться, локации имеют вполне вменяемый дизайн, будь то канализационный коллектор или штаб ГОС. А редкие вкрапления скриптов дополняют ощущения от развития истории. Всё как в девяностые, когда игры только делали первые шаги в кинематографичность, а кинематограф категории Б во всю оттягивался играясь с идеями для сюжета.Вообще всё новое — хорошо забытое старое. На самом деле Шелли придумали ещё в девяностые, вдохновившись героиней фильма «Не называй меня малышкой» (Barb Wire). Хотели сделать игру с ней сразу после Shadow Warrior, но не сложилось. Потом планировали добавить в Duke Nukem Forever. То ли напарницей Дюка Нюкема, то ли помощницей, то ли начальницей… короче так и не добавили. И только в новом десятилетии вспомнили о девушке. Которая за двадцать лет несколько изменилась.
Кстати, разработчики из команды Voidpoint тоже занялись движком Build не вчера. Фанаты игр от 3D Realms уже давно собрали целое сообщество любителей модификаций. Одни делают на Build самые причудливые уровни (движок позволяет создавать даже неевклидову геометрию), другие рисуют спрайты и текстуры для новых персонажей, оружия и многого другого. А третьи совершенствуют сам движок, уча его работать на современных системах и добавляя всякие примочки (вроде увеличенного урона при попадании в уязвимую точку).
Так что пожалуй, я погорячился с выводом насчёт давления на ностальгию. Скорее дело просто в том, что 3D Realms, опростоволосившись с Bombshell (дебют нашей «Бомбочки», который изначально был новой игрой про Дюка. Короче долгая история…), решили обратиться к фанатам их старых игр, умеющим заодно и творить. И вот так появилась Ion Maiden – по-сути, модификация Duke Nukem 3D, которая обрела статус новой игры за счёт новых персонажей и сюжета.
Хорошо это или плохо? Сказать сложно — мне, конечно, хотелось бы увидеть больше инноваций или хотя бы соответствия современным стандартам. А то проходя демку я каждый раз кривился при виде бочки, которая вблизи превращалась в плоский спрайт или железобетонной картонной коробки.
С другой стороны, если люди умеют творить, то почему бы не поощрить их материально? Классические Duke Nukem 3D и Shadow Warrior и сейчас играются вполне бодренько, на них есть спрос и в Steam и на GOG. И если кому-то захочется добавки — вот вам, пожалуйста, новая история со своим стилем и шармом. А может и кому-то из консольщиков (Ion Maiden собирается заглянуть на PS4, Xbox и Switch) похождения Шелли приглянутся и откроют дорогу к классике шутеров.
Не спорю, что лучше бы Ion Maiden вышла бы двадцать лет назад. Но раз уж.игровая индустрия уже десяток лет как топчется на месте, пусть уж «старая школа» пнёт её как следует покажет на что способна. Судить, конечно, ещё рановато. Однако два доступных в демонстрации уровня сделаны качественно, и под завязку наполнены секретами (двадцать штук только в первой зоне!). А победа над врагами достигается ловкостью, реакцией, а иногда и хитростью. Так что думаю, в полку нестареющей классики будет прибавление.